Уровень интеллекта собак


«Овчарки тупые, а легавые умные» — вот что мне кинули  однажды, обсуждая «самые способные к обучению породы». Но когда я спрашиваю оппонентов: «А по какому признаку можно судить умная собака или нет?» — ответить никто не мог. Да я сам терялся, что ответить, если бы мне задали тот же вопрос.

Умом принято считать способность мыслить, основу интеллектуальной, разумной жизни. Собаки, в свою очередь, мыслят не разумно, а рационально. Соответственно применять данный критерий оценки интеллектуальных способностей собаки не совсем корректно. И составлять рейтинг пород собак по интеллекту занятие тоже абсолютно бесполезное, в виду исключительно индивидуального уровня восприятия и темперамента. Так как же тогда это можно оценить уровень интеллекта собак?

За дело взялись бесстрашные ученые из Венского ветеринарного университета (Veterinärmedizinische Universität Wien).

Группа исследователей университета выясняла, способны ли собаки во время игр получить какое-либо умение и в дальнейшем пользоваться этим умением в иных ситуациях и условиях, как это делают маленькие дети.

В исследовании участвовали 40 щенков породы бордер-колли, которых разделили на три группы. Первой группе собак были выданы игрушки, которые в процессе игры позволили бы им изучить, например, влияние гравитации. Для второй группы собак были подготовлены похожие игрушки, но не дающие тех знаний, которые приобретала первая группа. Третья группа получила самые обыкновенные игрушки. Все это нужно было для того, чтобы животные после «обучения игрушками» приступили к выполнению заданий, подготовленных учеными.

Далее, собакам всех трех групп дали задание на проверку того, как они изучили собственное окружение. Например, игра, в которой собака должна была показать понимание того, что предмет не меняет размер в случае, если он на некоторое время пропадает из виду. Собаки, игравшие обучающими игрушками, справлялись с заданиями ровно так же, как собаки с обыкновенными «канатиками».

По мимо игр собаки проходили тест на тормозящий контроль – умение остановить врожденную или приобретенную поведенческую реакцию, для выполнения подходящего действия. Собаки должны были проявить выдержку, остановив себя перед лакомством, не съев его или найти лакомство под двумя емкостями из трех, не опрокинув в поисках все три и т.п.

Основной задачей ученых было выяснить – есть ли связь между уровнем тормозящего контроля и успехом в выполнении заданий, т.е. уровнем интеллекта собаки. И выяснили – связь есть! Задания были разного уровня сложности и высокий уровень тормозящего контроля помогал в их выполнении. По мимо всего прочего – по степени успешности выполнения задач можно было легко определить результаты тестов на уровень тормозящего контроля. Как отмечали исследователи, на успех в выполнения заданий могли так же влиять уровень обучаемости и особенности зрительного восприятия.

Каким конкретным образом тормозящий контроль влияет на решение задач, до конца не ясно. Авторы отмечают, что необходимы дальнейшие исследования для прояснения более общего вопроса — является ли неспособность переносить знания между различными задачами, которую они обнаружили у собак, правилом для млекопитающих или всё же исключением.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что успех выполнения задач зависит не от опыта взаимодействия с внешней средой, а от уровня тормозящего контроля. И в целом зависит от способности к самоконтролю.

До конца не понятно, как тормозящий контроль может влиять на выполнение заданий. Ученые говорят, что необходимо выяснить путем исследований более общие вещи – отсутствие способности применять знания в различных ситуациях одинаково, как показало исследование на собаках, применимо для всех млекопитающих или это только исключение из правил.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой